Итак, что такое Крещение?
Крещение- это первое по времени установления христианское Таинство, позволяющее человеку вступить в Церковь.Происходя от Адама, согрешившего и осужденного, всякий человек рождается грешным и виновным перед правосудием Божиим. Поэтому все люди, рождающиеся по-плотски, чужды жизни духовной, богоугодной и вечноблаженной, которая была свойственна первым людям
Адаму и Еве, созданным по образу и подобию Божию для блаженного бессмертия.
И вот, в Крещении человек таинственным образом умирает, отрекаясь от грехов и страстей, и воскресает для новой жизни, ведущей в жизнь вечную!
Крещение очищает человека от первородного греха и от всех личных его грехов, содеянных вольно и невольно.
Для крещения младенца, (а иногда и взрослого — как младенца духом), необходим восприемник: крестный отец обязательно нужен для мальчика и крестная мать — для девочки.
Восприемников может быть и двое, как принято в нашей церкви.
Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником.
Крестных именуют также духовным отцом и духовной матерью неспроста. На них ложится серьезная ответственность перед Богом – сделать все, чтобы возрастить в своих крестниках зерно веры, залог жизни вечной, полученные во святом Крещении.
Поэтому крестный (крестная) должен быть не просто верующим, но и человеком воцерковленным, чтобы научить крестника (крестницу) по мере их возрастания обращению к Богу с молитвой, участию в Таинствах Церкви. Иначе, без живой связи с Господом, без общения с Ним в Таинствах дар Крещения останется нераскрытым, как семечко, упавшее в землю и не проросшее в положенное время ( хотя дар Крещения не исчезает окончательно, как учит нас Церковь).
Крестный не может отсутствовать во время Крещения, не назначается заочно, т.к. сам должен будет непосредственно участвовать в Таинстве. Во время крещения младенца именно крестные дают ответы за дитя на вопросы священника об отречении от сатаны и сочетания со Христом, читает Символ Веры, воспринимает крестника от купели.
Таким образом между крестником и крестным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.
Заметим, что восприемниками не могут быть люди, ведущие явно греховную жизнь, или некрещеные, или неверующие, или неправославного вероисповедания.
Также не могут быть крестными малолетние, не знакомые с православным вероучением, а также люди с психическими расстройствами (недееспособные).
Восприемниками обычно не бывают монашествующие.
Родители не могут быть крестными своих детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками одного младенца. Но муж и жена могут стать крестными разных детей одних родителей.
Кроме того крестники, воспринятые одним и тем же крестным (крестной) , становятся духовными братом и сестрой, что влечет за собой ограничения для обычного брака между ними.
Время крещения строго не определено, не ограничено. Обычно это могут определять сами родители в зависимости от семейных или иных обстоятельств.
Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и в богослужениях тогда можно молиться о нем. При Крещении человек обретает Ангела-хранителя, и ему после Крещения можно приступать ко всем другим Таинствам, а главное, приобщаться Святых Христовых Таин. Поэтому и младенцу, и взрослому человеку надо креститься, как только созрело решение, не откладывая на неопределенный срок.
Порядок (чинопоследование) Крещения обычно таков.
Совершению Таинства предшествуют особые молитвословия. Если предстоит крестить младенца, то над его матерью читается так называемая молитва сорокового дня. Так священником испрашивается исцеление и очищение матери и прощение ее грехов, при этом молятся о спасении и сохранении матери и младенца, чтобы Господь укрепил их силы.
Перед Крещением обычно нарекается имя (младенцу и взрослому) в честь Святого, чья память празднуется либо в день рождения, либо в один из ближайших дней, либо в день крещения. Впрочем, возможны и другие варианты.
Священник молится, чтобы в уме и сердце данного человека, принимающего крещение, запечатлелся крест Христов и он стал бы настоящим христианином.
Имя, данное в Крещении, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой в духовном мире.
Святое имя – это первая и самая главная собственность ребенка, и дается оно затем, чтобы придя в возраст, узнал о житии своего святого покровителя, молился ему, подражал его добродетелям. Тогда святой, призываемый в молитвах, будет небесным ходатаем перед Богом за этого христианина.
В день своего Святого, т.е в день тезоименитства, празднуем свои именины, обычно и причащаемся Христовых Таин.
Далее, крещаемый взрослый человек снимает с себя верхнюю одежду в знак покорности и смирения, в знак того, что он сознательно отрекается от прежней, обычно греховной жизни; он встает лицом к востоку (т.е лицом к алтарю храма), что символизирует страну света, (где восходит солнце), Царство Небесное, где Солнце Правды – Господь Бог наш.
Далее следует возложение руки священника на голову крещаемого в знак защиты и благословения. Это здесь рука самого Господа, который с этих пор берет под свою защиту и покровительство пришедшего к нему человека.
Затем совершаются последовательно: оглашение, отречение от сатаны и сочетание со Христом.
В чине оглашения читаются три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает именем Господа Иисуса Христа диаволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит их прочь.
Сделаем некоторое важное примечание. Зло – это не только нежелание добра, но и присутствие вполне реальной темной злой силы, хотя источник этого присутствия для человека может быть не сразу ясным и осознаваемым. Под влиянием темной злой силы , мы не только , например, не прощаем обид, но пытаемся найти еще более злые слова, а то и действия, чтобы отомстить обидчику, заставить его страдать. Такое ощущение зла, как силы, которая овладевает нами и управляет нашими делами, словами и помыслами, знакомо всякому, кто серьезно оценивает свои поступки.
Вода, как мы узнаем из Библии, это первичная материя, она лежала в основе сотворенного мира. Вода – животворящая сила, имеет глубокое символическое значение.